У меня пятеро детей: три взрослые дочери и двое школьников. Больше всего в современном образовании меня вдохновляет возможность выбирать. Мне кажется, важно продолжать учиться в любом возрасте, чтобы как минимум подольше оставаться в здравом уме и твёрдой памяти. А ещё это интересно! Я мечтаю о том, что однажды дети будут каждый день с радостью бежать учиться.
Тема семейных ценностей мне очень интересна, поэтому очень жаль, что не получилось присутствовать на встрече. Мне откликалось многое, о чем говорили участники, и я попытаюсь сформулировать собственные мысли по теме.
Я согласна с Ликой в том, что никаких личных ценностей нет, мы принимаем и разделяем ценности, существующие в социуме. Человек не живет в вакууме, он всегда как-то соотносит себя с другими людьми, как-то отвечает сам себе на вопрос «ты с кем?». Таким образом, человек является частью некоего онтологического Целого, которое больше, чем он сам. Взаимоотношение человека и целого развиваются через служение. Отсюда мой первый тезис: семья – это минимальное онтологическое Целое, которое доступно человеку. При этом не имеет значение, что мы подразумеваем под семьей: род, клан, семейное сообщество – важно понимание, что ты часть этого Целого и что ты готов ему служить. Мой второй тезис: помимо представлений о Целом семья дает представления об Иерархии. Есть более важное и менее важное, есть компетентность и некомпетентность, есть взрослые и дети и пр. В семье человек научается понимать свое место в различных иерархиях и правила перехода. Поэтому, если говорить о семейных ценностях, то ценность Целого и ценность Иерархии являются для меня необходимыми базовыми семейными ценностями, без которых она существовать не может. Это, если можно так сказать, каркас семьи. Наполнение будет различаться в разных семьях и будет определяться теми самыми договоренностями, о которых говорил Тимур. Вопрос о том, зачем нужна семья, для меня тесно связан с понятием субъектности семьи и помогает понять, зачем мы должны существовать как Целое. Семейная суперсила для меня заключается, таким образом, в наличии Семейной Стратегии. Семейная Стратегия предполагает служение онтологическому Целому высшего порядка. Можно вспомнить, что дворянские семьи, например, через гербы и девизы демонстрировали принадлежность к онтологическому Целому. Также они служили напоминанием потомкам о том, зачем существует семья.
Разработка Семейной Стратегии для меня сейчас очень актуальная задача, поскольку дети выросли и им важно понимать, частью какого Целого они являются.